Про Макса Или как падать километр связанным, лежать без сознания после удара о камни, и проводить за горы вертолёт идущий за тобой. Организация и видение сапсработ по-болгарски.
Болгария, Сопот, 29 июля 2009, соревнования Russian Open Кризис Фактор, третий таск. Сильный по погде день, ветер из-за хребта, работали и горы и долина, задачу поставили 102 км. Полетели. И вот под базой на входе в стартовый цилиндр ожидая его открытия отвисаются около 80 аппаратов. 13.30 — поехали... да, кто горами, кто долиной, кто прямо на точку, и сразу в эфире сообщение о запаске над стартом. Ну думаю, ладно на старте полно народа и спасатели там, может обойдётся. (как потом оказалось девушка получила ассимметричку, не закомпенсировала, вращение, мало высоты, запаска, не погасила крыло, падение в «колоколе», компрессионный перелом позвоночника с осколком. Эвакуация на подъёмнике вниз. И тут казус, который мог ей стоить паралича ног. При съёме с канатки сотрудники горно-спасательной службы роняют её на бетон, а потом второй раз при погрузке в «скорую»!) Продолжаем двигаться к 1 ППМу, и минут через 5 снова оживает канал безопасности, пилот падает в ротации, запаску не кидает. Запаску, сейчас!, и т.д. После чего переговоры о посадке к упавшему Романа Пыльнева. Продолжаем task , но начинаются переговоры о level-3, говорит Орлин Димов член комитета по безопасности. Ещё не понимаю в чём дело, у меня 2 000м над долиной и всё хорошо, но готовлюсь садиться. Около 5 минут решается вопрос и в результате упражнение отменяют. Под возмущённые комментарии Димы Королёва «и в более сложных условиях летали» складываю уши. И рекомендую это в эфир остальным. Чем ниже. Тем сильнее ветер с хребта, но целесообразно пробиваться к трассе по которой пойдёт автобус подбора. Слышу в эфире от Королёва «кто сможет, можете возвращаться в Сопот» Метров за 200 до посадки попадаю в +4 и решаю, что безопаснее крутить, чем не крутить. И правильно — человек тридцать идут на посадку, лучше перевисеть. Пока кручу, вижу, что к севшим у посёлка собирается толпа детей человек 100! и едет полицейская машина. Так, мне туда не надо, вспомнил про цыганские поселения, и забросанном камнями пилоте, ворованных приборах. Боком к ветру двигаюсь на ЛЭП, полями огороженными колючкой и просто в подсолнухах, туда где нет культурной растительности. Там уже сидят Мишанин, Елисеев, Рябцев. Коллективно собираемся, дует 5-8м/с. Выходим к трассе и начинается активный радиообмен между Романом севшим к месту падения, и организаторами, из которого следует, что это Максим Мокринский жив, сильных повреждений нет, упал на сыпуху во вращении. На запросы о том когда будут спасатели и врачо отвечают, что выехали, попробуют проехать на УАЗе к месту падения. В общем все ждут. Автобус подбора привёз всех к подъёмнику через час. Там с одним вопросом - «почему к упавшему не выслали вертолёт?» к Хаважу Митюнину, руководителю Шамбала центра, подходят Марина Олексина и Олег Рябцев, и получают ответ, что спасатели работают, и показаний для вызова вертолёта нет, хотя Олег звонил Максиму на мобильник, и сначала не узнал его по голосу, тот с трудом дышал, и отвечал то же что и Хаважу, что в общем цел, но после сильного удара состояние паршивое. Паша Есипчук же получил ответ - «беги сам на гору, если хочешь помочь своему товарищу» Сдаём рюкзаки на хранение, едем домой, моемся, слушаем эфир. За это время Рома, который находится с Максом на месте запарашивает пару раз, когда же доедут спасатели, и не получает точного ответа, только - «они ищут дорогу». Идём есть. Эфир оживает, но с пложими вестями , Рома постоянно вызывае Хаважа, Максу становится хуже, его знобит. Хаваж просит оценить состояние пострадавшего, Рома на сколько умеет пытается донести что пульс нормальный, но озноб, тяжело дышать, и надо уже предпринимать радикальные меры, Хаваж связывается с координатором спасработ, тот звонит группе едущей наверх, и просит их местоположение. Результаты странны — машина в 8км (???) по прямой от места падения, и будет через 15 минут (???). К тому моменту пилоты, находящиеся в ресторанчике «Родео», и слушающие эфир уже единодушно возмущаются ситуацией - прошло 3 часа с момента падения. Олег Кушлевич отходит в сторону, звонит Хаважу. Наконец решают вызвать вертолёт. Тем кто наверху говорят выложить из рюкзаков что-то заметное. Ждём. Минут через 25-30 со стороны Пловдива летит вертолёт, но уходит куда-то далеко за хребет. Оказалось его перенаправили к упавшей в альпинистке с множественными переломами и открытой черепно-мозговой травмой. Идём домой, ждём. Через час УАЗ-буханка горно-спасательной службы доезжает до места. Макса осматривает врач, грузят на носилки с одним колесом и транспортируют к машине, туда же грузят троих севших к нему пилотов оказавших первую помощь. И через полтора часа по верху хребта доезжают до верхней очереди канатки, Работники подъёмника остались на работе и запустили верхнюю очередь. Спустили вниз ( около 40 минут) и сразу в скорую в Карлово. В общей сложности спасатели добирались до места падения удалённого по прямой от старта на 3 км. 4,5 часа. В больнице рентген показал отсутствие переломов, и под расписку отпустили домой. Ночью мы сидели во дворике жёлтой кышты на Мира1 и общались. Удивительно, ободраны руки, ноги, лицо, сотрясение, общий сильный ушиб, но сильных травм нет. А по рассказам самого Макса, получил крыло в комочек над головой, потом мощнейший клевок, пролёт через стропы, началось вращение и перегрузкой придавило стропами правую руку к кокону, трогал пальцами ручку запаски, но не более, а левой не дотягивался. Падал две минуты и не мог ни чего сделать. Стропореза не было. Тут же рождается идея протестовать против такого видения организаторами потребности в вертолёте. Принцип «за трупом полетим, а если не ясно что да как, то нет», ни кого из пилотов не устраивает. На следующий день упражнения не было из-за сильного ветра с горы, но были резкие разговоры внизу, брифинг наверху, и отчёт Хаважа по упажнению и спасработам. На вопросы пилотов о причинах заставивших не вызывать вертолёт к пилоту падавшему в ротации километр, упашему в камни без запаски, 15 минут лежавшему без сознания, он дал ответ, что не видел целесообразности вызывать вертолёт, ведь он поговорил с упавшим по телефону, ему оказали первую помощь парапланеристы, и они же оценили состояние как «вроде нормальное». Я попросил слова, рассказал что могут быть внутренние разрывы и кровотечения, о том , что в похожем случае пилот умер в скорой через полтора часа после удара, хотя видимых повреждений не было. Сказал, что считаю в такой ситуации к пострадавшему долженвылетат вертолёт, и спросил всех присутствовавших на брифинге, кто считает так же. Все находившиеся в моём поле зрения русскоязычные пилоты подняли руки, остальные видимо не поняли сути сказанного. Там же был неприятный диалог Хаважа с Пашей. На просьбу высказаться по вопросам безопасности, Хаваж сказал - «молчи, я не даю тебе слова, ты был дисквалифицирован за употребление спиртного, ты и сейчас наверное пьян!» А Паша сказал про то как роняли девушку, и интересовался квалификацией спасателей. Спросили спасателей, старший ответил, что работает в горнно-спасательной службе 30 лет, и что они поторопились её погрузить. Конечно на брифинге было сказано с переводом на английский, про два случая травм, спасработы и вертолёт, который отправили к упавшей альпинистке, что она не выжила, про 11(!) вертолётов, оборудоавнных лебёдками на базе ООН, которые могут быть задействованы при необходимости. Но не упомянули по то, что если страховая кампания не сочтёт эвакуацию вертолётом необходимой, то платить за неё $3000 будет тот, кто вызвал, то есть организаторы, точнее Хаваж Митюнин.
Любым делом должен заниматься профессионал, и если ты если ты не эксперт в вопросах медицины и спасработ, то поручи эти работы, от которых зависит жизнь людей спасателям и врачам. Если есть риски со страховыми кампаниями, найди ту, которая будет обеспечивать вылет вертолёта, тогда, когда о его необходимости принял решение профессиональный спасатель или врач. Максу очень повезло, но что будет в следующий раз? Что изменится? Будет ли один человек руководящий Шамбала-центром принимать решения и о получении прибыли от привлечения пилотов и об убытках от вызова вертолёта, которых можно избежать, рискнув при этом чьей-то жизнью? Вопрос к будущим организаторам соревнований в Сопоте.
|